"Система Тестирования

 

   
  Главное меню

  Главная

------------------------------------------

  Дистанционное обучение

------------------------------------------

  Олимпиада

------------------------------------------

  Библиотека

------------------------------------------

  Справочники

------------------------------------------

  Тестирование on-line

------------------------------------------

  Зачетная книжка

------------------------------------------

  Вход для

  преподавателей

------------------------------------------

 

    

 
Добро пожаловать в пользовательский раздел сайта!
 
Библиотека : Информатика : Информация, информационное процессы: Основные понятия

По сути, история информатики начинается в 1948 году с выхода книги известного американского математика Норберта Винера «Кибернетика». Слово кибернетика пришло к нам из древней Греции, где человека управлявшего легионом называли «кибернетикос», затем в XIX веке Ампер предложил называть науку об управлении человеческим обществом – кибернетика, и наконец Норберт Винер предложил под словом кибернетика объединить три понятия – управление, информация, связь. Кибернетика изучает способность машин и живых организмов воспринимать определенную информацию, сохранять ее в памяти, передавать по каналам связи и перерабатывать в управляющие сигналы.

 

Рис. 1. Норберт Винер (26.11.1894 – 18.03.1964) – выдающийся математик и философ, основоположник кибернетики и теории искусственного интеллекта.

.

Кибернетика изучает способность машин и живых организмов воспринимать определенную информацию, сохранять ее в памяти, передавать по каналам связи и перерабатывать в управляющие сигналы.

Одним из толчков к возникновению кибернетики послужило появление ЭВМ. Однако скоро выяснилось, что эта наука не дает ответа на многие теоретические и практические вопросы, связанные с развитием вычислительной техники. Поэтому параллельно стала развиваться новая наука, получившая название «Информатика» (французское слово Informatique объединяющие два слова Information и Automatique). Таким образом, информатика изначально означала автоматизированная обработка информации, на современном этапе развития информатика имеет четкое определение.

Информатика – это наука, изучающая процессы получения, хранения и обработки информации.

Основываясь на вышесказанном можно определить и основное понятие науки – информация.

 

Информация. Слово “информация” происходит от латинского слова  informatio, что в переводе означает сведение, разъяснение, ознакомление.

Понятие “информация” в курсе информатики является базовым (основным), его нельзя дать через другие, более простые понятия. В геометрии, например, базовыми являются понятия: “точка”, “луч”, “плоскость”. Содержание базовых понятий в любой науке поясняется на примерах или выявляется путем сопоставления с содержанием других понятий. Поэтому определение информации мы можем дать только на уровне представлений.

Информация – это сведения об объектах и явлениях окружающей среды их свойствах параметрах и состоянии. Эти сведения повышают уровень нашей осведомленности. В информатике эти сведения называют данными.

Как любой материальный объект, информация обладает определенными свойствами. Перечислим свойства информации и дадим им пояснения на примерах.

1. Понятность означает, что информация должна быть представлена на понятном языке, понятными терминами. Например, афиша на японском или китайском языках будет Вам не понятна, потому что Вы не сможете ее прочитать.

2. Полезность означает, что информация должна иметь практическую значимость. Например, афиша о неинтересном для Вас фильме будет для Вас бесполезной, потому что Вы на этот фильм не пойдете.

3. Достоверность означает, что информация должна быть правдивой. Например, афиша о концерте, который отменили, является недостоверной, поэтому Вы этот концерт посетить не сможете.

4. Актуальность означает, что информация должна передаваться получателю этой информации своевременно. Например, афиша о концерте, который уже закончился, для Вас не актуальна, так как Вы посетить этот концерт уже не сможете.

5. Полнота означает, что информации должно быть достаточно для принятия решения. Например, если часть афиши, на которой указаны дата и время проведения концерта, оторвано, то Вы не сможете принять решение о посещении этого концерта.

6.  Точность информации определяется степенью близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления. Например, если в афише, вместо точного времени проведения концерта, указано время суток, скажем «вечером», то такая информация является не точной и также не позволит Вам посетить этот концерт. 

 

Информационные процессы. Процессы получения, хранения и обработки информации называют информационными процессами.

Информационные процессы можно проиллюстрировать на следующем примере. Допустим, заигравшись с друзьями, Вы забыли о времени и возвращаетесь домой гораздо позже времени определенного родителями. Подходя к дому, Вы спросите у соседской бабушки, в каких окнах вашего дома горит свет, при этом Вы получите информацию о том, где горит свет. Получив эту информацию, Вы сделаете вывод о том, кто Вас ждет дома. Если свет горит на кухне, скорее всего Вас ждет мама, разогревая Вам ужин, если свет горит в зале, скорее всего Вас ждет папа, если свет горит и в кухне и в зале значит и мама и папа ждут своего загулявшегося ребенка, а если света нет ни где, значит, родители отчаялись ждать свое дитя и отправились на поиски. Идя до своего дома, Вы храните эту информацию у себя в памяти. Соседская бабушка так же непосредственно связана с информационными процессами. Проходя мимо Вашего дома, она непосредственно получает информацию о том, где горит свет. До встречи с Вами она хранила эту информацию в своей памяти, затем передала эту информацию Вам.

Таким образом, анализируя приведенный пример, мы можем сформулировать определенные выводы об информационных процессах.

Процесс передачи информации включает в себя ввод (сбор, получение) информации, вывод информации и передачу информации. Например, человек ведет сбор информации с помощью органов чувств: зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния. Вывод информации человеком, как правило, осуществляется либо в виде устного рассказа, либо в виде записи на бумаге. Следует помнить, что передача информации двухсторонний процесс, всегда есть источник информации (отправляет информацию) и приемник информации (получает информацию). Передача информации от человека к человеку осуществляется в ходе разговора или переписки людей, неоценимую помощь в передаче информации сегодня оказывают технические устройства связи.

Процесс обработки информации представляет собой преобразование информации или размышление над полученной информацией. Обработка информации человеком происходит при решении задач, при размышлении над поставленным вопросом или, например, при поиске необходимой информации в справочнике.

Процесс хранения информации, это непосредственное хранение информации в своей памяти или на внешнем носителе, например, бумаге. Человек хранит в своей памяти такую информацию как: свое имя, свой домашний адрес, имена родителей и т.д. Записная книжка мобильного телефона используется человеком для хранения номеров телефонов друзей и знакомых. Записи в тетрадях обеспечивают длительное хранение учебной информации, полученной на уроках и т.д.

 

Информационные процессы в природе и технике.

Для целенаправленного использования информации ее необходимо собирать, преобразовывать, передавать, накапливать и систематизировать. Все эти процессы, связанные с определенными операциями над информацией называются информационными процессами. Получение и преобразование информации является необходимым условием жизнедеятельности любого организма. Даже простейшие одноклеточные организмы постоянно воспринимают и используют информацию, например, о температуре и химическом составе среды для выбора наиболее благоприятных условий существования. Живые существа способны не только воспринимать информацию из окружающей среды с помощью органов чувств, но и обмениваться ею между собой.

Человек также воспринимает информацию с помощью органов чувств, а для обмена информацией между людьми используются языки. За время развития человеческого общества таких языков возникло очень много. Прежде всего, это родные языки (русский, татарский, английский и др.)» на которых говорят многочисленные народы мира. Роль языка для человечества исключительно велика. Без него, без обмена информацией между людьми было бы невозможным возникновение и развитие общества.

Информационные процессы характерны не только для живой природы, человека, общества. Человечеством созданы технические устройства — автоматы, работа которых также связана с процессами получения, передачи и хранения информации. Например, автоматическое устройство, называемое термостатом, воспринимает информацию о температуре помещения и в зависимости от заданного человеком температурного режима включает или отключает отопительные приборы.

Деятельность человека, связанную с процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации, называют информационной деятельностью.
    Тысячелетиями предметами труда людей были материальные объекты. Все орудия труда от каменного топора до первой паровой машины, электромотора или токарного станка были связаны с обработкой вещества, использованием и преобразованием энергии. Вместе с тем человечеству пришлось решать задачи управления, задачи накопления, обработки и передачи информации, опыта, знаний. Таким образом, возникают группы людей, чья профессия связана исключительно с информационной деятельностью. В древности это были военачальники, жрецы, летописцы, затем — ученые и т. д.

По мере развития общества постоянно расширялся круг людей, чья профессиональная деятельность была связана с обработкой и накоплением информации. Постоянно рос и объем человеческих знаний, опыта, а вместе с ним количества книг, рукописей и других письменных документов. Появилась необходимость создания специальных хранилищ этих документов — библиотек, архивов.

В результате научно-технического прогресса человечество создавало все новые средства и способы сбора, хранения, передачи информации. Но важнейшее в информационных процессах — обработка, целенаправленное преобразование информации осуществлялось до недавнего времени исключительно человеком.     Развитие науки, образования обусловило быстрый рост объема информации, знаний человека. Если в начале ХХ века общая сумма человеческих знаний удваивалась приблизительно каждые пятьдесят лет, то в конце века — каждые пять лет.
    Выходом из создавшейся ситуации стало создание компьютеров, которые во много раз ускорили и автоматизировали процесс обработки информации.

 

 
 
Предыдущая

Содержание

Следующая

     
 

 

 

 

 

 
 

Центр компьютерного обучения © 2001 - 2020 г.