"Система Тестирования

 

   
  Главное меню

  Главная

------------------------------------------

  Дистанционное обучение

------------------------------------------

  Олимпиада

------------------------------------------

  Библиотека

------------------------------------------

  Справочники

------------------------------------------

  Тестирование on-line

------------------------------------------

  Зачетная книжка

------------------------------------------

  Вход для

  преподавателей

------------------------------------------

 

    

 
Добро пожаловать в пользовательский раздел сайта!
 
Библиотека : Информатика : Информация, информационное процессы: Информационное общество, его особенности и основные черты.

В истории развития человеческого общества несколько раз происходили радикальные изменения в информационной области, которые можно назвать информационными революциями.

Первая информационная революция была связана с изобретением письменности. Изобретение письменности позволило накапливать и распространять знания. Цивилизации, освоившие письменность, развивались быстрее других, достигали более высокого культурного и экономического уровня. Примерами могут служить Древний Египет, страны Междуречья, Китай. Позднее переход к алфавитному способу письма сделал письменность более доступной и способствовал смещению центров цивилизации в Европу (Греция, Рим).

Вторая информационная революция (середине XVI века) была связана с изобретением книгопечатания. Стало возможным не только сохранять информацию, но и сделать ее массово – доступной. Все это ускорило развитие науки и техники, помогло промышленной революции. Книги перешагнули границы стран, что способствовало началу создания общечеловеческой цивилизации.

Третья информационная революция (в конце XIX века) была обусловлена прогрессом средств связи. Телеграф, телефон, радио позволили оперативно передавать информацию на любые расстояния. Эта революция совпала с периодом бурного развития естествознания.

Четвертая информационная революция (70-е годы ХХ века) связана с появлением микропроцессорной техники и, в частности, персональных компьютеров. Вскоре после этого возникли компьютерные телекоммуникации, радикально изменившие системы хранения и поиска информации.

В настоящее время в мире накоплен огромный информационный потенциал, которым люди не могут пользоваться в полной мере в силу ограниченности своих возможностей. Это привело к необходимости внедрения новых технологий обработки и передачи информации и послужило началом перехода от индустриального общества к информационному. Этот процесс начался с середины ХХ века.

В 50-х годах XX века начался процесс информатизации общества, который является непосредственным следствием научно-технического прогресса всего человеческого общества.

За последние 50 лет происходит стремительный отток работающего населения из сферы материального производства в информационную сферу, т.е. ту сферу, в которой труд человека связан непосредственно с информационными процессами (хранение обработка и передача информации). Сегодня в развитых странах 2/3 всего трудоспособного населения занято обработкой информации: это учителя, врачи, программисты, служащие банков и многие другие категории работников.

Под информационным обществом будем понимать такое общество, в котором информационные технологии включены во все сферы жизни, в том числе средства информатики включены как орудия интеллектуального труда. Заметим, что информатизация общества открывает доступ членам этого общества к сокровищам мировой культуры. Уже сегодня совершенно необязательно отправляться во Францию, что бы посетить один из величайших музеев мира – Лувр, достаточно на своем компьютере в строке обозревателя указать адрес: www.louvre.fr и вы окунетесь в мир искусства. Аналогичным образом можно почитать книги находящиеся в крупнейших библиотеках мира.

Информатизация сильно влияет на экономику страны. Так в экономически развитых странах информатизация привела к тому, что основной отраслью промышленности стала сфера так называемых высоких технологий – наукоемких производств электроники, средств связи и вычислительной техники. Развитие сферы высоких технологий в 10 раз превышает развитие традиционных производств – добывающей и обрабатывающей промышленности, что не может не сказаться на потребностях такого общества в высококвалифицированных специалистах. Информатизация общества приводит к резкому увеличению спроса на высококвалифицированных специалистов не только в сфере высоких технологий, но в традиционных отраслях производства. Промышленные роботы, станки с ЧПУ (числовым программным управлением), новейшие технологии в сельскохозяйственном производстве, не только увеличивают производительность труда, но и вовлекают в производство все более образованных людей.

Информатизация несет человеческому обществу многие блага, список которых может оказаться очень длинным, но вместе с тем информатизация ломает устоявшиеся условия жизни людей. Например, внедрение станков с ЧПУ приводит к высвобождению рабочих мест, следствием этого является то, что люди, чей труд был заменен вычислительной системой, вынуждены будут менять специальность или место работы, а в худшем случае пополнят армию безработных. Другой стороной этой медали является усилившаяся миграция высококвалифицированных специалистов в мировые центры высоких технологий. Так, например, в США в кампаниях, являющихся лидерами в сфере высоких технологий, работает огромное количество выходцев из восточной Европы, в том числе и из России.

Неотъемлемой частью информационного общества должно являться правовое регулирование в сфере информационных технологий. В целях такого регулирования в российской Федерации в 1992 году был принят Федеральный закон «О правовой охране программ для  электронных вычислительных машин и баз данных». Главной задачей, которую призван решить данный закон являются вопросы, связанные с авторством и распространением компьютерных программ и баз данных. Не лишним будет напомнить о том, что в информационном обществе большое количество личных данных о каждом гражданине сосредотачивается в различных базах данных, в результате возникает чрезмерная прозрачность личности, чреватая вмешательством государства или злоумышленников в личную жизнь.

Нельзя не упомянуть и об этических аспектах информатизации общества. Давайте, обратим внимание на речь современной молодежи, которая является ярким представителем членов информационного общества. Речь современной молодежи состоит из англоязычных слов, порой искаженных под русское произношение, непонятных людям старшего поколения и если с такими терминами как «принтер» еще можно смириться, потому, что заменить его  словосочетанием «автоматическое цифровое печатающее устройство» никто не согласиться, то заменить термин «архивированный» на «утоптанный» по меньшей мере, неэтично. Особую тревогу вызывает стиль общения молодежи в глобальных телекоммуникационных сетях, где зачастую можно встретить нецензурные выражения.

Но, в то же время, можно привести положительные примеры этики в жизни информационного общества: так, например, расширяется международное движение программистов, предоставляющих свои компьютерные разработки для свободного распространения. Это объясняется тем, что большинство современных программистов приобрели свои знания благодаря бескорыстной помощи других специалистов.

В информационном обществе главным ресурсом является информация, это общество, в котором большая часть работающего населения занята производством, обработкой, хранением и передачей информации. Анализируя материал, изложенный в данном параграфе, можно определить основные критерии развитости информационного общества:

  • уровень компьютеризации общества;

  • уровень развития коммуникационных каналов передачи информации;

  • доля населения, занятого в информационной сфере.

В настоящее время ни одно государство не находится в стадии информационного общества, но тем не менее США, Япония и ряд стран Западной Европы ближе других стран подошли к этой стадии развития общества.

Подводя краткий итог вышесказанному, отметим, что жизнь в информационном обществе имеет и свои плюсы, и свои минусы, но это реалии сегодняшнего дня и не считаться с ними не может ни одно государство, если только не желает превратиться в сырьевой придаток высокоразвитых стран.

 
 
 
 
Предыдущая

Содержание

Следующая

     
 

 

 

 

 

 
 

Центр компьютерного обучения © 2001 - 2020 г.